|
Рассуждения Маркуса Гросскопфа и Штефана Шварцмана о Helloween и христианстве в интервью немецкому сайту musikansich.de
датировано: 01.09.2003
|
Автор - musikansich.de.
Преданные поклонники группы Helloween наверняка обращали своё внимание на тот факт, что почти на каждом альбоме Тыкв есть одна или две песни с истинно христианским содержанием. И это при том, что уже в самом названии группы заложено адское начало. Прежде чем ребята из Helloween вышли на сцену Halford клуба, я решил задать пару вопросов на эту тему Маркусу Гросскопфу.
Устроившись поудобнее в отгороженной от остального мира комнате рядом с туалетами Halford'a (поддержать меня был призван редактор Нильс Нильсен, к беседе присоединился также и новый ударник Тыкв Штефан Шварцманн), мы сразу заговорили о серьёзных вещах. Оказалось, что в самом начале длинноволосого бас-гитариста группы не устраивали пафосные и причудливые тексты его группы. Ведь изначально Helloween двигался в направлении ЗЛА в металле. Вынесите за скобки такие песни, как Steel Tormentor, Heavy Metal Hamsters и Heave Metal Is The Law - и вы поймёте, что тексты группы имеют вполне отчётливую социальную направленность, особенно ранняя лирика, содержат в себе мораль, рассуждения об этических нормах. Это сознательный отказ от использования признанных металлических клише?
МГ: Мы с самого начала хотели отказаться от привычных шаблонов и сделать что-то на свой лад. Ведь когда пишут шаблонную музыку, неважно, в духе Blind Guardian, Judas Priest или Grinder, получается в той или иной степени убедительно... Но зачем повторяться? И мы стали думать над тем, а какую музыку пишем МЫ. А начинали мы со сверхбыстрых вещей, которые, впрочем, были весьма мелодичными. К тому же у нас в группе использовалось две гитары. Потом добавили клавиш, ввели хоровое пение. В звучании получилась величественность. Естественно, понадобились соответствующие тексты. Тот же Eagle Fly Free в т.ч. с характерными интонациями в вокале звучит весьма торжественно.
Да уж, вы и правда откровенно стебетесь над металлическими клише. Взять хотя бы обложки ваших дисков - например, к Dr. Stein или Better Than Raw - вроде бы типичные картинки для металл-команды, однако ухмыляющиеся тыквы делают их очень необычными и прикольными.
МГ: Да мы и над самими собой не прочь поприкалываться...
ШШ: Я думаю, это самое важное в нашем существовании, то, что уже годами с группой и всегда с ней будет. Зацени клич наших фанатов - Happy, happy Helloween. Думаю, всё этим сказано.
Мне всегда казалось, что Хелловин выражает только позитивные и дружелюбные чувства и эмоции, при всей тяжести и скорости вашей музыки.
МГ: В этом-то и состояла наша идея. Дерьма и так по жизни навалом, равно как и групп, пишущих депрессивную тексты и мрачную музыку. Но если мы хотим вырваться из этой мрачности и начать развлекать людей, то какой же для нас смысл и дальше ухудшать им настроение (у многих оно и так не супер, ведь в повседневной жизни полно проблем). Своими добрыми песнями мы просто хотели доставить удовольствие, дать людям...ну я не знаю... надежду.
Однако тёмные страницы в вашем творчестве тоже имеются. Я про песню, текст которой сразу приковал к себе моё внимание, после того как я приобрёл KeeperII. Это была Save Us. У меня не получилось соотнести текст с идеей Helloween, которая тогда вполне соответствовала имиджу металлической банды: Hell-oween...
МГ: Можешь прочитать название и как Hello-ween.
Именно! Но если вчитаться в текст Save Us, то видно, что он уводит группу в совсем ином направлении. Нечто вроде признания веры.... А вся песня звучит как молитва.
МГ: У нас вообще много чего такого интересного было. Есть такая итальянская песня Laudate Dominum. И Вайки захотел написать свою Laudate ("Во Славу Господа"). Что он и сделал, засев вместе со своим тогдашним учителем латыни за перевод. И ведь получилось. Тоже признание в вере в Бога. Гораздо более сильное.
Можно ли назвать Helloween христианской группой?
МГ: Я знаю, что Вайки христианин. Я и Энди тоже. Про остальных не в курсе - они же новенькие.
ШШ: Я отношусь к Римско-католической церкви, хоть сам и из Баварии (всеобщий смех). В Бога верю. Венчался в церкви. Не было бы у меня веры, у меня бы и необходимости в ней не было.
МГ: Я тоже верую исходя из своих убеждений.
ШШ: Верно, никто от меня этого не ожидал, родственники на принуждали, верю, потому что считаю, что так надо.
МГ: Хотя сейчас в церковь я не хожу. Был там на своей свадьбе, но с тех пор - ни разу. Естественно, я обращаю внимание на церкви и соборы, где б я ни был. Но верить можно и по-другому. Пока есть вера во что-то, всякая вещь имеет для меня свою ценность.
Перебираю в памяти диски Helloween'a и не могу вспомнить ни одного альбома, где не затрагивалась бы тема веры. Причём всегда с положительной точки зрения, а часто и с подлинным христианским смыслом.
МГ: Это наш способ обращаться с верой и со всем позитивным. Мы не являемся христианской группой в буквальном понимании этого слова, не пытаемся нести веру другим. Мы не выходим на сцену и не говорим "Верьте в Бога". Мы не священники. Вера заложена где-то внутри, и, если ты хочешь, ты сможешь найти её для себя в наших песнях. Но, естественно, мы не забываем и о развлекательной функции.
Стриптиз - тоже развлечение...
МГ: Не, ну не настолько экстремально...
Поскольку меня тема христианского металла волнует особо, я всегда следил за творчеством таких групп, как, например, P.O.D. И мне неоднократно бросалось в глаза, что в их интервью или на их DVD христианское начало как раз почти не проскальзывает. Я не знаю, требование ли это со стороны Warner, или они делают это по какой-либо иной причине...
МГ: А что за группа? Мне название знакомо, но я ничего о них не знаю.
P.O.D. - религиозная христианская группа
МГ: Они пытаются не показывать этого? Или?
Я вот что заметил. Раньше они записывались на одном христианском лейбле, а последние два диска - на Warner. И с тех пор от них нельзя услышать ни слова о святости. Даже на их двухчасовом ДВД тема верования звучит лишь в паре-тройке мест. В соответствии с новым имиджем им приходится прятать свои убеждения.
МГ: Этим многие группы занимаются. У них могут встречаться политические высказывания. Однако если они хотят развлекать, то им приходится говорить, что в их песнях ничего такого нет. Хотя музыка, да и искусство вообще, есть средство выражения своего согласия или несогласия по какому-либо поводу.
Вас уже спрашивали про ваши религиозные тексты?
МГ: Да, и неоднократно.
Странно, но с Helloween та же ситуация, что и с P.O.D. Я никогда не слышал, чтобы вы говорили о ваших христианских текстах, как и не слышал, чтобы кто-то вас о них спрашивал.
МГ: Нет, некоторые журналисты говорили с нами об этом. Однако это не главное. Многие касаются в интервью, прежде всего, музыкальной стороны нашего творчества, хотя меня часто спрашивают и о религии.
За последнюю неделю я перечитал все тексты Helloween, отмечая те, где затрагивается религия. И был немало удивлён, обнаружив, что христианские идеи в ваше творчество принёс Энди Дерис. Естественно, возникает вопрос, было ли его появление в группе обусловлено и тем, что он вам подходит с точки зрения религии?
МГ: Нет, мы же не говорили: Helloween ищет христианина. Нам и в голову такое не пришло. Если ты долгое время общаешься с кем-то, то неизбежно начинаешь понимать и его внутренний мир, и образ мышления. Если человек хороший, то это обязательно проявляется. И нам нужен был человек, с которым всё в порядке, который нам подойдёт. Для этого не надо спрашивать, во что он верит.
То есть, что христианство для вас не является столь серьезным вопросом, чтобы играть большую роль при выборе новых членов группы.
МГ: Сатанист к нам бы не попал. Тогда бы ничего у нас просто не получилось. Если человек хороший и с ним легко в общении, то... да безразлично тогда, верующий он или нет.
Обратимся к немного щекотливой теме. Два бывших члена группы, покинув её, смогли впоследствии занять вполне конкретные мировоззренческие позиции. Михаэль Киске, который после изгнания написал весьма примечательную книгу, нечто среднее между эзотерикой и пропагандой антиматериализма.
МГ: Да, выглядит как своего рода манифест.
Книга напоминает политический трактат 70-х годов. Между вами существовал идеологический раскол, который привёл к его уходу из группы?
МГ: Полагаю, да. Михаэль далеко зашёл в своих взглядах, которые он внезапно неизвестно откуда и неизвестно почему принимал как должное. Вдруг он заделался вегетарианцем, причём настолько ярым, что мог ни с того ни с сего уматерить твой гамбургер, который ты ешь в данный момент. И ещё его вера... Думаю, он глубоко верующий человек. И вся эта его эзотерика сильно на него повлияла, заставляя писать ту или иную музыку. И это продолжалось постоянно! Он вдруг стал абсолютно другим человеком.
Проявлял ли он нетерпимость?
МГ: Поначалу да. Однако, заметив, что мы не спешим под него подстраиваться, он немного смягчился. Думаю, ему следует позволить людям быть такими, какие они есть на самом деле. Если я что-либо делаю, я не должен склонять остальных к тому же занятию. А он с этим немного переборщил, хотя потом и пошёл на попятную. В любом случае расстались мы, прежде всего, из-за различных взглядов на музыку группы.
В своём "Манифесте" он очень сильно критикует тяжёлую музыку за то, что она не способствует развитию человеческой души.
МГ: Написать манифест о жизни, в его-то возрасте... думаю, это немного... Я имею в виду, что писать подобные вещи в возрасте 20 или 25 лет, когда еще ничего не прожито... Понимаю, когда такое пишут в 60,70,80 лет, когда всё написанное уже пережито. Существуют же люди, которые многое повидали в жизни и в итоге решают уйти в монастырь и потом написать книги. Такой поступок мне кажется вполне искренним, поскольку люди рассказывают о собственном опыте.
Второй изгнанник, о котором я хотел бы поговорить, - Кай Хансен. Если взглянуть на альбомы Gamma Ray, то легко заметить символ Инь-Янь, который часто встречается на обложках альбомов. С ним у вас по этому поводу разногласия были?
МГ: Из-за веры? Нет, не было. Его уход с этим вообще не связан. Я даже и не знаю, что скрывается в его текстах, потому что редко слушаю его альбомы.
Да в текстах я тоже ничего не нашёл. Бросается в глаза Инь-Янь, который присутствует на каждом диске. На первых альбомах он вообще располагался в центре диска.
МГ: Ничего не могу сказать по этому поводу. Либо это его творческая концепция, которая также находит своё отражение в лирике, либо просто оформление обложек и ничего более. Не знаю.
В конце 70-х годов я почти перестал слушать тяжёлую музыку и вернулся к ней лишь в середине 80-х годов. Тогда же я начал читать Rock Hard (журнал такой) и был шокирован тем, что некоторые музыканты говорили в своих интервью. Массовое обращение ко злу, к негативным вещам. Сатанистский бред стал нормой жизни. Что раньше оценивалось отрицательно, стало образцом позитива.
МГ: Ты прав, это тоже способ стать популярным. Есть группы, которые отдают себе отчет в том, что они поют. У них чёткие представления о целях своей деятельности, о её смысле и о своих дальнейших намерениях. А есть группы, которые просто считают это крутым и играют просто так, не зная ничего...
ШШ: Они плывут по течению популярности. Не знают, о чём говорят, не понимают истинное содержание своих слов...
МГ: ...и то, чему они учат.
ШШ: ...что скрывается за их словами, влияние, которое они оказывают на слушателя.
МГ: Они носят перевёрнутый крест и считают себя крутыми. На самом деле это не так.
Я говорю не только о сатанистах. На многих обложках насилие и жестокость интерпретируются положительно. Музыкальные журналисты часто используют выражение: "музыка, от которой у тебя едет крыша" (всеобщий смех). Формулировка, уже ставшая стандартной.
МГ: Ясно.
Итак, что было плохим, внезапно становится хорошим. Это особенно заметно на обложках первых ваших альбомов. Взять хотя бы "Helloween" или Монстра, рушащего стены Иерихона - получается, там у вас тоже проявляется эта агрессивная сторона металла.
МГ: ДА, мы немного поиграли с этим, пококетничали. На первых альбомах есть такие вещи, как Murderer.
Или Reptile.
МГ: Это была лишь прикольная попытка написать текст вроде: "Отправляя химические отходы в канализацию и загрязняя окружающую среду, вы рискуете получить в ответ монстра-мутанта, имя которому - Reptile".
Главное - ответственность. Можете ли вы в один момент сказать: мы на этом остановимся в наших текстах, поскольку несём за них ответственность?
МГ: Естественно! Мы пишем то, чем считает необходимым поделиться с людьми. У нас много вещей вроде Eagle Fly Free или Fight For Freedom. И сюда примешиваются личные переживания. Вайки, например, рассказывает о своих отношениях с женщинами.
Поздновато он начал - первая его песня о любви появляется лишь на Хамелеоне.
МГ: Пойми, мы записываем пластинки уже 20 лет. И за эти 20 лет многое случалось с каждым из нас. Поначалу ты не особо задумываешься над тем. Что ты делаешь - просто играешь металл. Потом приходит опыт. 20 лет - большой срок.
Иногда на ваших альбомах и дети появляются - на The Time Of The Oath, если мне память не изменяет.
МГ: Настоящий концептуальный альбом, основанный на предсказаниях Нострадамуса.
Что интересно, это единственный альбом, где нет ни слова о христианстве. Он полон пессимизма.
МГ: В то время было весьма тяжело записать альбом. Основной идеей была расшифровка предсказаний Нострадамуса. И когда занимаешься этим две, три недели с утра до вечера, естественно, настроение будет не лучшее. Эта концепция принадлежит уму Энди, это он у нас читал такие книги.
По времени получилось удачно - незадолго до 2000 года.
МГ: Да, да.
Вернёмся к Helloween! Хотелось бы знать, воспитала ли в вас эту близость к христианству в вашем творчестве церковь?
МГ: В молодости я жил среди христиан. Однажды моя мама отправила меня работать на какое-то хозяйство, поскольку у неё не было денег, чтобы дать их нам на карманные расходы. Двор оказался церковным. И были люди, которые всем там заправляли. Там же я вступил в свою первую группу и играл с ней панк. Тогда же стал молиться перед едой. Нас с братом сначала это очень веселило. Приходилось долго дожидаться своего завтрака. И пока остальные молились, мы тихонько стонали, до тех пор, пока кто-нибудь не кричал: "Приятного аппетита!" Они приступали к трапезе, а нас это поначалу очень забавляло. Нам было тогда 13-14 лет, и мы мало что в этом понимали. Мы смеялись, пока нам не говорили: "Раз уж вы всё умеете делать, попробуйте помолиться. Посмотрим, как у вас это получится". "Ничего сложного", - решили мы. Мы докажем, что нам нужно для этого меньше времени перед завтраком. На следующий день мы заявили, что читать молитву в этот день будем именно мы. "Отче Наш, Аминь. Приятного аппетита и можете приступать к трапезе!" (Смеётся) При этом мы присаживались и начинали завтрак. Можно многое вспомнить о нашей жизни в общине, были походы, экскурсии... Скажу честно: мы очень сильно испытывали их терпение. Я многое узнал об общине. С Вайки всё иначе - он посещал католическую школу, которая и воспитала в нём духовность.
ШШ: А мне довелось побывать и в общине, и в школе. У нас сначала был ХСМ (Христианский Союз Молодёжи), для протестантов, а потом - католическая община. И никаких проблем не возникало! Я был в обеих общинах, везде у меня были друзья. Я хорошо знаком с обеими церквями и не испытываю страха ни перед одной из них.
Если вы так хорошо относитесь к христианству, то как, по-вашему, следует относиться к сложившейся ситуации в металле (к которому вы тоже принадлежите), когда многие музыканты заигрывают с сатанизмом, часто призывая отказаться от веры в Христа? Или вам всё равно?
ШШ: Я таких людей абсолютно не понимаю и даже боюсь. Честно! Потому что не имею к ним отношения. Я и не знаю никого, кто был бы сатанистом. Страх проникает и в игру, поскольку человек всегда боится того, чего он не знает. Когда я вижу, что сегодня творится с церковью, особенно осквернение церквей в Скандинавии, я действительно боюсь за свой завтрашний день. Если эти люди действительно готовы жертвовать человеческими жизнями, сжигать церкви и не скрывают этого, я не знаю, чего нам ждать. И поскольку я далёк от всего этого, страх лишь становится сильнее.
МГ: Есть некоторые, кто воспринимает всё это всерьёз и действует соответственно. И христианство для меня не всегда является таким, каким многие себе его представляют, кто мало знает о нём или просто не принимает. Это проявляется в твоём отношении к окружающим тебя людям, в том, как часто ты ходишь в церковь. Мы же всегда находимся рядом с людьми. Мы словно в общественном транспорте, среди других, и лишь несколько дней в собственной комнате в отеле. Нас здесь три группы (Rage, Mob Rules, Helloween), мы всё время общаемся. Я знаю людей, которые являются христианами, но которые сами об этом не знают и никогда вам об этом не скажут. Но у них потрясающее отношение к людям, и это поистине здорово встречать таких людей!
Интервью: musikansich.de
Перевод: Starchild
|